ЗАКУЛИСНЫЕ ТАЙНЫ
![]() Если 22 мая 2009 года вы пользовались Google-ом, то наверняка обратили внимание на фрагмент картины под названием "Купание", украшавший в этот день главную страничку поисковика. Так Google отметил 165 лет со дня рождения знаменитой американской художницы Мэри Кассат, а биографию её вы найдёте где угодно, хотя бы и в том же Google. Детки на пляже; женщина с веером; мама, кормящая ребёнка грудью; бесчисленные мамы, целующие своих деток; девочка в соломенной шляпке; няня, читающая девочке книгу; девочка и собака, сидящие на голубых диванах; букет сирени на подоконнике в мягких пастельных тонах, с нечётким, почти несуществующим фоном, это всё Мэри Кассат. Но я сегодня узнала о другом - о дружбе Мэри с Эдгаром Дега и о том, как в Национальной картинной галерее проводят исследования и реставрацию работ не только этих, но и многих других художников. Никогда не задумывалась чего стоит собрать выставку произведений искусства, находящихся во владении музеев или частных лиц в разных городах и странах, на разных континентах. Как же это происходит? От идеи собрать выставку работ до её претворения в жизнь может пройти от месяцев до десятилетий. Заранее планируется чуть ли не в два раза большее количество экспонатов, так как абсолютно точно все их заполучить не предоставится возможности. А далее начинаются переговоры между различными музеями или с частными коллекциями за разрешение выставить ту или иную работу как часть выставки. Между музеями составляются договоры - вы нам даёте выставить эту картину на пять месяцев, а мы вам реставрируем вот эту или дадим выставить ту из нашей постоянной коллекции. И так далее. Поэтому каждая выставка - это большое событие, которого ожидают многие, событие жизни, как рождение или свадьба. Своих умопомрачительных эффектов художник добивался ещё и потому, что краски его были необычными - химический их состав отличался от того, что можно было найти в художественных салонах того времени. Быть может, Дмитрий Иванович Менделеев внёс в этот состав свою лепту... Я всматривалась в эту лунную ночь, и видела проступающие изгибы берегов, домики. Неужели годы сотрут эти сказочные очертания?! Сейчас наука пришла на помощь реставраторам. Они могут воспользоваться и спектральным анализом, и рентгеном, и делать весьма неожиданные открытия - какова была первоначальная идея художника, написана ли картина поверх другой, утерянной для публики и т.п. В местах повреждений реставраторы берут крошечные пробы, чтобы провести и химический анализ краски, холста, лакировки. Лакированная поверхность картин со временем изменяет свой цвет и тем самым меняет первоначальный вид картины, гармонию и цветовую гамму. И это под силу восстановить сегодняшним реставраторам! Они изучают материалы о лакировке того времени, когда работал художник, а также о предпочтениях последнего - глянцевая или матовая поверхность, находят и исторические свидетельства в мемуарах, письмах, прессе того времени, а затем аккуратно убирают старую лакировку, заменяя её на новую, современную, которая более устойчива. Некоторые лакировки сделаны много позже, например в 50-е годы, и уже успели пожелтеть. Ватными палочками осторожно слой за слоем такая лакировка снимается, и ... лошадь на картине Эль Греко "Св. Мартин и нищий" из кремовой снова превращается в белоснежную, а в картине неожиданно появляется глубина, скрываемая до сих пор неумелой лакировкой Выставка закончилась, но в Национальной картинной галерее в Вашингтоне в постоянной экспозиции есть несколько работ замечательной художницы Мэри Кассат, доказавшей всему миру, что женщина тоже может быть художником. (Феминистки, чур не бросаться камнями).
|
|
|